Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
18:16 

История индустриальной музыки в России - часть 2

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ПЕРВОПРОХОДЦЫ (90-е г. 20в – 00г. 21в).

90-е годы – одна из чернейших эпох в новейшей истории России. После распада СССР начался хаос. Произвол властей, многомесячные задержки зарплат, массовое обнищание населения, гиперинфляция, разрушение промышленности, сельского хозяйства, научных отраслей, деградация во всех сферах, криминальный беспредел, голод, перемерзшие среди зимы батареи, отключения электричества от нескольких недель до нескольких месяцев… Всё это было. Но именно в это время, в «эпоху телевизионного снега», на просторах нашей страны зарождалась индустриальная субкультура. В нищете, грязи и ненависти рождался русский индастриал – и как музыка, и как образ жизни (как раз года с 97-го автор данных строк начал слушать Wumpscut, Velvet Acid Christ, Cat Rapes Dog и Powerman 5000).

Начало зарождению индастриала в России положила группа «Танцы На Воле», или иначе TNV. Созданная еще в конце 80-х в Иваново студентами ИМИ О.Азовым и В.Валиевым (чуть позже к ним присоединились М. Амбросинов и А.Лукичев), в 1990-м году TNV выпускает свой первый альбом – «Откровение». Наивный синт-поп, в коем явственно чувствуется влияние Depeche Mode и Duran-Duran, полные романтики проникнутые «ветром перемен» и предвкушением новой радужной эпохи тексты…

Музыканты еще не знали, какие «перемены» готовит им грядущее десятилетие. Впоследствии их музыка претерпела серьезные изменения.

Иваново, как и многие провинциальные города страны, ощутил всю «сладость» 90-х. Текстильная промышленность, основа экономики города, была развалена, последствия представить нетрудно. Ломка была жесткой. В итоге, Азов отправился в США, где зарабатывал деньги, не прерывая, впрочем, работы в коллективе. Именно его доходы позволили группе записать в 1994г. мини-альбом «Cybernetic Division», а в 1995 – полноформатный альбом «Адаптация». И в тот же год был снят клип на заглавный трек альбома – мгновенно ставшую хитом песню «Телевизионный снег».

Этот альбом, фактически, «сделал» группу. Злые, жестокие песни, проникнутые бунтарским духом рожденных на окраине людей, видящих всё отчаяние и ужас той эпохи. «Танец Голодных» - один из самых жестких треков – наглядная иллюстрация жизни окраин больших городов 90-х. И, собственно, «Телевизионный снег» - даже тот, кто был в те годы ребенком, и не помнит всех «прелестей» той жизни (автор помнит все – и «съем» вещей в школе, и мытьё стёкол на заправках, и сбор стеклотары – кушать очень хотелось) с лёгкостью сможет погрузиться в атмосферу того времени.

Начался период славы. Клип на «Телевизионный снег» был показан по всем центральным каналам российского ТВ: ОРТ, РТР, НТВ, был размещен в горячую ротацию на каналах ТВ-6 (там автор его и увидел впервые, в 1996-м году, прим. автора), Муз ТВ, Теле-экспо и другие. Американский журнал "INDUSTRIAL NATION" поставил альбом TNV. "Адаптация" в один ряд с произведениями самых популярных коллективов кибер-индустриальной сцены Европы и Америки, а также рекомендовал ведущим лейблам обязательно обратить внимание на группу.

В 1998 г. группа записывает альбом «Пластик». Готовится мощный релиз, турне, съемка клипа, российская аудитория ожидает новых выступлений… И тут грянул дефолт. Многотысячный тираж диска ушел в небытие, продюсеры отказались от проекта, турне пришлось отменить. В итоге, группа распалась.
Было непонятно, зачем что либо делать? Для кого? Полный упадок сил. Участники коллектива принялись заниматься далекими от ТНВ делами. Трагически погиб М. Абросимов...

И лишь к 2005 году Олег и Александр решили записать "Экстаз", как пластинку-«поппури» на все. И про все. Индастриала в ней уже не было, была лишь горечь невостребованности. В итоге, получился как бы анти-поп. Исхлестали себя, но отнеслись к творчеству опять-таки очень и очень честно. Сделали то, что хотели слышать в поп-музыке сами, как если бы существовал не «МТВ», а «ТНВ», и те самые песни как раз на нем бы и звучали.
В данный момент группа якобы занимается записью нового альбома. Недавно был записан и выложен в сеть трек «Пистолет», а также клип на него.

Вообще, TNV-это, скорее, исключение из правил: индустриальные исполнители той эпохи в подавляющем большинстве пребывали в глубоком андеграунде. Термина «риветхэд» в России не существовало, индустриальщиков «по умолчанию» причисляли к панкам, и именовали не иначе как «киберпанками», а музыку, которую они слушали, называли так же, «киберпанком», не разделяя её на определенные стили, как-то: EBM, Aggro-tech, Dark electro, и т.п. (это не совсем верно, и зависит, главным образом от конкретной локации-города, области, и т.п., прим. ред.). Андеграундных русскоязычных исполнителей тех лет помнят, вероятно, только старожилы, да и то, в основном это те счастливчики, кому удалось раздобыть на «Горбушке» и подобных пиратских рынках сборники типа «Панк-революция». А было на тех дисах много разного-интересного. К примеру, группа «То да Сё» - играющая ироничный дарк-синт. Или аггро-электронщик А. Лагуткин, или основатель омской индустриальной сцены Джеймс А. Даркфорс… На данный момент информацию о них трудно добыть даже в интернете, их музыка до нас тоже практически не дошла.

В те же годы с электронным звуком принимаются экспериментировать и мэтры русского рока. В 1991-м г. Глеб Самойлов, лидер группы «Агата Кристи», записывает сольный альбом «Маленький Фриц» (как утверждают злые языки – пишет его под кокаином). В 1996-м В.Бутусов совместно с Ю.Каспаряном (экс-«Кино»), и экспериментаторами В.Ковалем и С.Де Рокамболем записывают альбом «НезаконНоРожденный», как саунд-трек к несуществующему биопанк-фантастическому фильму. Впоследствии этот альбом был жестко раскритикован всеми возможными музыкальными издательствами и в целом остался не понят. Экспериментирует «Пикник», записавший в 1998-м совместно с «Сектой Мо» альбом «Пить Электричество», экспериментируют Кинчев, Борис Гребенщиков… И даже «Мумий Тролль!». Эти эксперименты, однако, остались лишь экспериментами, интересными, разве что, фанатам вышеперечисленных исполнителей.

Однако, в начале 2000-х на свет возвращается группа «Телевизор». Одна из популярнейших групп русского рока в 1980-х, в 90-е она распалась, и больше никак себя не проявляла. Однако в 2002-м бессменный лидер коллектива М. Борзыкин воссоздает группу. От прежнего «Телевизора» 80-х остается только название. Борзыкин переводит звучание с русского рока на EBM. В 2004-м году выходит диск «МегаМизантроп», кривым зеркалом отражающий настрой обывателей первой половины нулевых. Отчаянный цинизм, злость (в том числе и на себя), мрачные видения грядущего… В 2006-м выходит альбом «Живой», в котором возрождены некоторые старые хиты в современной обработке – в том числе «Твой папа – фашист!». Сей трек тут же был признан антипутинским (хотя впервые звучал еще в середине 80-х, и был посвящен некой даме, чей отец служил в КГБ), и «Телевизора» погнали с «Нашего Радио» и других музыкальных каналов. Но Борзыкин не останавливается, и в 2009-м г., когда уже отчетливо стало ясно, ЧТО происходит со страной, выпускает альбом «Дежавю» - откровенно бунтарский, политизированный, антиклерикальный, неполиткорректный и очень агрессивный. Хит альбома – трек «Заколотите подвал!», где Борзыкин напрямую и откровенно обличает стоящих у кормила «православных чекистов»… Однако ныне, из-за больших проблем со здоровьем, лидер группы приостановил как концертную, так и студийную деятельность, до лучших времен.
Тогда же, во второй половине 1990-х на волнах «Радио Ультра» появился проект Absolute Movie. Проект, по сути, состоял (и состоит поныне) из одного человека – мультиинструменталиста, известного под ником Пол Пот. Тяжелый давящий электронный саунд, злые агрессивные тексты, полные беспросветного отчаяния и цинизма, жесткие гитарные рифы… Проект существует и ныне – однако сугубо на просторах интернета. Ни одного живого выступления он не имел.

Впрочем, «нулевые» оказались весьма богаты на индастриал. Волна «тёмной музыки», пущенная дальневосточными командами «Otto Dix» и «Roman Rain» вызвала у российской публики немалый интерес, в том числе, и к индастриалу. С середины 2000-х то тут, то там начали появляться исполняющие русскоязычный индастриал коллективы – [T.3.R], «Нечистая Дева», «Cold Design», «Тетрайдер», «[KT-315]», «Mirror of Death», и прочие. Махровым цветом расцвели сопутствующие направления – Dark synth («Sector 516», «Angel:Cry», «Synthetixxx»), девиант-электро («Вальсирующие Псы», «Petrov Vodkin»), владивостокский композитор и аранжировщик Виктор Аргонов совместно с группой «Complex Numbers» записывает электрооперу «2032: Легенда о несбывшемся Грядущем»… Но, к величайшему сожалению (или счастью? Прим. ред.), эта музыка так и не приобрела популярности среди широких масс, и продолжает существование, по большей части, лишь в Сети, изредка «вырываясь в мир» на разнообразных дарк-фестивалях...

@музыка: Cold Desigh - "Забытый Оракул"

@темы: Статьи, Музыка, Киберы

Комментарии
2014-09-21 в 22:16 

Если интересно - 3-ю часть тоже выложу.
Также в процессе написания - эссе "Время Колокольчиков" в цифровой обработке" - этакий "наш ответ И.Смирнову (автору книги "Время Колокольчиков: жизнь и смерть русского рока", посвещенное российскому индустриальному движению, раскрывающее оное изнутри...

2014-09-22 в 21:03 

Shaliss
... decades of youth and centuries of silence (c)
Интересно, чувак! Выкладывай :super:

2014-09-22 в 21:27 

Shaliss, ок, скоро будет:type::)
Ты тоже обитаешь в Петербурге? Го в ПЧ?

2014-09-22 в 21:37 

Shaliss
... decades of youth and centuries of silence (c)
Отто-Август, давай, чо бы и нет))

2014-09-23 в 21:48 

RossomahaaR
гиена клавиатуры
Если интересно - 3-ю часть тоже выложу.
ждём-ждём

   

[ пережившие апокалипсис] : Сообщество кибер-панков, готов и др.

главная