23:33 

История индустриальной музыки в России - часть 1.

ОТ АВТОРА:

Истории российской «тёмной сцены» посвящено немало различных материалов. Возможно, раскрытые в данной статье вопросы и не покажутся читателю чем-то новым. Да, автор не претендует на оригинальность, перед ним стоят немного иные задачи. Данная статья носит ознакомительный характер и рассчитана на широкий круг читателей, как знакомых с таким явлением, как отечественная "Темная Сцена", так и столкнувшихся с данным вопросом впервые.
Итак, в данной статье пойдет речь исключительно о русскоязычных группах и исполнителях индустриальной и "темной" электронной музыки, потому как зарубежные музыканты, как правило, ориентируются непосредственно на западную целевую аудиторию со всеми ее особенностями, так что их творчество никоим образом нельзя отнести к "русскому индастриалу".
Источники, на которые опирался автор – книги Д. Толмацкого «История Тёмной Сцены» и И. Смирнова «Время Колокольчиков», также в список используемых материалов (см. приложения) можно включить разнообразные интернет-ресурсы, официальные сайты групп, ЖЖ – комьюнити и т.п.
Автор предупреждает, что информация в используемой при написании статьи литературе и справочниках может быть неполной или не слишком точной в каких-либо мелочах, проверить которые не представляется возможным.
Данная статья носит характер "открытого проекта", это значит, что читатель вправе исправлять и дополнять ее по собственному усмотрению, а также свободно распространять в некоммерческих целях, без оглядки на копирайт.
"Приятного, как говорится, прочтения"

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ИСТОКИ (20-е – 80-е гг. 20 в.)

Как ни странно, но начало русской индустриальной музыке было положено еще в 20-х годах, а точнее – в 1922 году А. М. Авраамовым, советским композитором и членом "НарКомПросвета", а также одним из основателей "Пролеткульта". Его «Симфония Гудков» - футуристический музыкальный эксперимент, где вместо традиционных музыкальных инструментов звучали заводские и корабельные гудки, сирены, автотранспорт, колокола и даже пушки и пулеметы. Прозвучала, правда, эта симфония всего дважды – в Баку 7 ноября 1922 года, где вызвала бурную реакцию рабочих масс – и год спустя в Москве. Столичная постановка данной симфонии провалилась по причине неправильной и некачественной постановки звука, вследствие чего первый в мире индастриал превратился в первый в мире дарк-эмбиент J. Что не нашло понимания ни у московских слушателей, ни у руководства "НарКомПросвета", вследствие чего «Гудковая Симфония» перестала существовать, а сам Авраамов был отправлен в Лабораторию звука при НИИ Кинематографии, где занимался созданием первых звуковых фильмов.

В 30-е годы эксперименты продолжались. На этот раз "засветился" всемирно известный композитор Д.Д. Шостакович. Под его руководством в Ленинградском Театре оперы и балета 8 апреля 1931 года родился футуристический балет «Болт». Действие балета происходит на индустриальной советской фабрике под бит, который исполняет симфонический оркестр, изображая работу различных механизмов. На сцене в это время идет либо гимнастика среди клепаных человекоподобных роботов, либо красноармейцы в красном латексе и противогазах исполняют балетные па. К сожалению балет был жёстко раскритикован Кировым и прочими высокопоставленными партийными деятелями, как «аморальный и культурно чуждый советскому человеку», и удален из репертуара театра. Ни актеры, ни композитор репрессиям подвергнуты не были, правда, Шостакович получил задание дописать свою «идеологически верную» 4-ю симфонию. На этом эпизоде развитие индустриальной советской музыки получило продолжительную паузу, которая длилась вплоть до конца 60-х годов прошлого века.

В 60-е годы, во времена Хрущовской «оттепели», до населения Советского Союза докатилась волна западной музыки. «Битлз», Элвис Пресли, чуть позже – «Роллинг Стоунз», «Лед Зеппелин» и прочие исполнители. Молодая советская интеллигенция, в основном из числа студентов разнообразных культурных и гуманитарных вузов, с упоением кинулась осваивать новомодное веяние, и спустя какое-то время, в Москве, Питере и других крупных городах западной части СССР начали появляться ансамбли, играющие, как правило, позаимствованную у западных "рок-монстров" музыку. Тексты большинства песен, о которых идет речь, были англоязычными, и только в середине 60-х годов Градский создает «Скоморохов» - первую группу, поющую на русском языке. А спустя еще несколько лет появляется другой русскоязычный коллектив, о котором и пойдет речь – группа «Оловянные Солдатики».

Группа была образована в 1967 г. студентами МЭИ Сергеем Харитоновым и Юрием Лашкаревым, а также студентом МИФИ Виктором Гусевым. В 1968 году был записан русскоязычный трек «Баллада о водосточной трубе», ставший подлинным хитом того времени. Помимо всего прочего, группа активно работала с «Союзмультфильмом» (возможно, читатель помнит композицию «У попа была собака» в одной из серий мультфильма «Ну погоди»-один из примеров их деятельности), а также записывала музыку для детских фильмов («Сказка о Добре и Зле», «Снежная Королева»).

Большинству музыки, выпущенной группой в те годы (конец 60-х, 70-е), подходит жанр "фолк-рок". Некоторые современные исполнители отечественной фолк-музыки (например, «Вереск» или «Мельница») до сих пор используют тексты "Солдатиков".

В 1976 году выходит альбом «Воспоминания». К этому времени Андрей Горин, присоединившийся к группе в 1969-ом в качестве барабанщинка, получил открытый перелом ноги, и таким образом потерял возможность играть на ударной установке, но именно благодаря этому случаю он открывает в себе способности клавишника и аранжировщика. На ударные партии, исполняемые драм-машиной, Андрей наложил жёсткий электронный бит... "и понеслась!" Треки «Оловянные солдаты» (неофициальный гимн группы), «Дороги», «Белое Безмолвие» и «Люди без лиц» - первые почти полностью электронные композиции (участие гитары скрадывалось электронными звуками).

Нашлись у "Солдатиков" и последователи - группы «Альянс», «Зодиак» и «НК», появившиеся немного позже. «Зодиак» был образован в конце 70-х годов студентами Латвийской Государственной Консерватории им. Я. Витола. Ансамбль начал исполнять необычную для советской эстрады электронно-синтезаторную музыку с «космическими» звуками, взяв за образец такие группы, как "Space" и "Kraftwerk". Дебютный альбом "Disco Alliance" был выпущен в 1980 году. Названия композиций на следующем альбоме «Музыка во Вселенной» недвусмысленно отсылают слушателей к космической тематике. В 1982 году ансамбль успешно выступал в Москве в эстрадной программе «Молодость Балтики», проходившей в рамках заключительного концерта фестиваля «Московские звёзды», посвящённого 60-летию образования СССР и XIX съезду ВЛКСМ.

Записи «Зодиака» разошлись по СССР большими тиражами. По некоторым данным, их тираж составил до 20 миллионов экземпляров. Последний альбом группы был выпущен в 1988 году, и назывался «In memoriam» («В память»). Альбом получился концептуальным, и был посвящён латышской культуре, а также архитектуре Риги. После выпуска данного альбома музыканты больше не записывались, и к началу 90-х годов ушли со сцены, не выдержав конкуренции с другими электронными коллективами, такими, как «Альянс» и «БиоКонструктор».

Теперь затронем историю группы «Альянс». Она была образована в 1981 году И. Журавлёвым и ушедшим из «Зодиака» С. Володиным, несколько позже к коллективу присоединились экс-басист «Рубиновой Атаки» А. Туманов и бывший участник «Метронома» Ю. Кистенев. Время рождения группы совпало с началом в СССР периода «новой волны». В 1982 году, на фестивале в подмосковном городе Долгопрудный, известный звукорежиссёр Игорь Замараев предложил музыкантам записать альбом. В 1984 г. вышла первая запись группы «Я медленно учился жить», но в то же время возобновились реперссии по отношению к поклонникам рок-музыки, в связи с чем «Альянс» прекратил своё существование.

Возрождение группы состоялось осенью 1986 г. при участии "Форума Творческой Молодёжи", после чего «Альянс» влился в состав московской "Рок-Лаборатории". Состав группы на тот момент был таков: И. Журавлёв (вокал, гитара), Олег Парастаев (клавиши), Андрей Туманов (бас) и Константин Гаврилов (клавиши). Новое звучание группы можно охарактеризовать как "лиричный синтпоп". В феврале 1987 группа становится лауреатом "Фестиваля Надежд", организованного "Рок-Лабораторией", и записывает ставший хитом альбом «На заре». К сожалению, уже в 1988 г. из-за внутренних конфликтов Парастаев покидает группу. Позднее, с приходом в «Альянс» Инны Желанной коллектив уходит от электроники в сторону языческо-шаманистских экспериментов, а позже – альтернативы. Однако их хиты из альбома «На заре» и сейчас исполняются различными электронными коллективами (Lie Detector, «Технология», etc.).

Также в 1986 г. в Москве бывшими участниками групп «Молодость» и «Ответный чай» А. Яковлевым и А. Кохаевым основан коллектив «БиоКонструктор». К концу года в состав вливаются клавишники Л.Величковский и В.Васько.

«БиоКонструктор», по сути, является первым советским полностью электронным проектом. В 1987 г. музыканты записали свой первый (и, как выяснилось впоследствии, единственный) альбом «Танцы на видео». Космические ритмы, напряженность темпа сочетались с низким, отстраненным, равнодушным вокалом. Композиция «Возвращается ветер» (впоследствии исполненная «Технологией», а позже – "Otto Dix") являлась, по сути, первым советским дарквэйвом. При этом, весь альбом по тем временам был очень жестким и революционным. Вот что писал об этом альбоме в те годы «Московский Комсомолец»:

«Поиски вселенской гармонии, заявленные в программной композиции «Биоконструктора», последовательно переходят из темы в тему на альбоме «Танцы по видео». Музыкально-поэтическая фактура песен рождает космические ассоциации. В этом ощущении эмоциональный нерв программы. Ибо подспудно возникающая мысль о маленьком космическом корабле под названием «Земля», столь беззащитном в пугающей бездонности Галактики, порождает в сознании нешуточную тревогу. Праведная мечта о гармонии оказывается в сетях человеческих пороков, мелких и крупных, частных и глобальных, но одинаково опасных и каверзных. «Гравитатор — противник иллюзий» все больше довлеет над радужной мечтой о всеобщем счастье. «Бетонный рай», предпоследняя композиция альбома, уже удручает мрачной безысходностью возможного самоуничтожения человечества. Почти физический страх, полное смятение чувств. Но, чу, слабая надежда — «еще все можно повернуть назад, папа, бросай свой бетонный рай»…

В 1989 г. В.Васько покидает группу, его место занимает Р. Рябцев. Яковлев же, совместно с проектом «Поп-комбинат» пускается в разные музыкальные эксперименты с такими стилями как рэп, диско, «новая волна». В 90-м году группа отправляется в турне по России совместно с «Кино» - в последний тур Виктора Цоя…. Вот как вспоминает те гастроли лидер проекта А. Яковлев:

«Народ вначале орал, требовал «Кино», кидался разными предметами (один раз это были гайки крупного размера - заводы тяжелой промышленности в те времена все работалиJ )но потом люди "врубались" в музыку, и главное - в то время группа работала "живьем" - провожали нас со сцены всегда с аплодисментами! Ну а после концерта часто подходили фаны DM, и вообще синтпопа, и благодарили за выступление. Мы выступали так: с собой у нас были: ритм машина Yamaha Rx-5, синтезатор Korg Ds-1,секвенсор Alesis MMT-8 и аналоговый супер синтезатор восточногерманского (ГДР )производства(!) Tirracon. Всё это хозяйство подключалось друг с другом по протоколу MIDI и с секвенсора шёл порядок программы выступления. Ну а сверху игрались некоторые партии. Конечно же голос был "вживую"! А как могло быть иначе?»

Но так сложилось, что 1990-й год стал последним и для «БиоКонструктора». Коллектив распадается на «БиО» во главе с Яковлевым (он, кстати, становится в это же время ведущим программы «Техноромантики», посвященной не только техно, но и электронной музыке в целом, на радиостанции «Радио Юность») и «Технологию» с Р.Рябцевым и В. Нечитайло , бывшим техником «БиоКонструктора.

Про эти два коллектива, сказано уже немало, потому я не стану заострять на них внимание, тем более, что к индустриальной сцене они имеют посредственное отношение. Гораздо предпочтительнее сейчас будет рассказать про другой проект, возникший в конце 80-х – группу "Arrival".

В 1987 г. участники никому не известной рок-группы (потому как вся русская электроника вышла из рокаJ) «Тонус» внезапно сменили как формат, так и название. Музыкантам понравился неоднозначный перевод слова - Arrival – это и «восход», и «прибытие», и "новорожденный". В официальной советской молодежной прессе название переводили как «подписание международного соглашения (!)» а в наркоманских кругах начала 90-х – как «прИход(!!)». Первые концерты коллектива проходят в Москве в ДКШ на Проспекте Мира. Тогда же записывается первый магнитальбом, одноименный названию группы – Arrival, по некоторым оценкам, все еще довольно наивный и несерьезный. Но в некоторых песнях уже тогда прослеживается определенное напряжение. За исключением нескольких треков этот альбом не дошел до наших дней, а из того, что осталось, интерес вызывает лишь композиция «Наркоман», мрачным пророчеством возвещающая о скором наступлении эпохи рэйв-культуры, вседозволенности, и, как следствие, повальной наркомании.

В 1990 г. группа записывает первый полностью дошедший до наших дней альбом – «Простые слова». В те годы вся подобная музыка называлась просто – «техно», но современный слушатель услышит смесь из композиций разных жанров – синтипоп, эмбиент, acid-noise, дарквэйв, и даже электро-индастриал – последний представлен треком «Мелодекламация» - самым мрачным и жестким треком альбома ("Разочарование, эгоцентризм и бешеная ярость, пока еще сдерживаемая бетонными стенами, но грозящая вот-вот смести преграды – вот суть «Мелодекламации»!..")

Выступления группы того периода по нагнетаемой в зал энергетике не уступали даже панк-концертам. Вот как вспоминает о тех временах лидер группы О. Радский:

«…Мы никогда не были интеллигентными аккуратными пай-мальчиками, как те же «БиоКонструктор»… Мы выходили на сцену в костюмах химзащиты и противогазах, с нереальными стрижками и нарисованными фломастером стрелками на голове, рыгали и катались по сцене… Я крушил кувалдой телевизоры, динамики и другую технику, бегал по зрительному залу с ярко горящей шашкой и однажды чуть не спалил первую ночную дискотеку… Дима (Д. Постовалов, клавишник и аранжировщик) курочил синтезаторы… Во время одного из выступлений в д/к МАИ , он (Д.Постовалов) оттолкнувшись от железной фермы "нырнул" со сцены в зал и с двухметровой высоты приземлился "рыбкой" на танцпол – хорошо, ничего не сломал…».

В 95-м году группа записывает диск «Пространство и Время». И снова, как и на предыдущем альбоме – смешение стилей, от транса и happy hardcore до aggro-electro и IDM. Позитив из заглавного трека «Пространство и Время» к концу альбома перерастает в мрачную «Депрессию». Но самый сильный, на взгляд автора, трек альбома – это «Платоническая любовь». Эта песня о том, как растоптанное, оскверненное, изуродованное чувство трансформируется в беспощадную, безумную ненависть… Автор просто категорически рекомендует к прослушиванию!

К сожалению, в 1996 году творчество "Arrival" уходит от жёсткого саунда и экспериментов в популярный в те годы рэйв. На этом поприще группа добивается изрядных успехов, записано несколько танцевальных пластинок, а также гимн Казантипа – крупнейшего отечественного фестиваля танцевальной музыки. В 2002 году группа окончательно распадается.

Однако творчество некоторых музыкантов переставшего существовать коллектива продолжает развиваться. В 2004-м О. Радский вновь выходит в свет – уже с проектом "Night Trip". Мощные гитарные рифы, жесткий саунд, холодно-злой вокал – словно возвращаются лучшие годы "Arrival". «Немецкий вальс», «Взорви глаза», заново переписанная и усиленная гитарными партиями «Мелодекламация»… В 2006-м к нему присоединяется Постовалов, группа возрождается, на сей раз – полностью отойдя от тематики рейвов и дискотек, и вернувшись к своему "фирменному" звучанию. Записываются синглы «Город на песке» и «Разводные мосты». В настоящий момент группа готовится к записи нового альбома...

@музыка: Arrival - "Ты так считаешь/Технократический вальс/

@темы: Стиль, Статьи, Музыка, Киберы

Комментарии
2014-09-16 в 23:45 

Это - первая часть. Есть смысл продолжать - или всё баян?:type:

2014-09-21 в 09:19 

Торри Айлерон
Und alles ist Licht
Спасибо за труд! Интересно узнать продолжение :)

Интересно ещё и потому, что в моей родной Калуге недавно одна годная дарк-электро формация возникла - в смысле я не музыкант, но меня радует сам факт))

Я просто реально не понимаю, зачем спрашивать о таких вещах, надо брать и постить)
Хотя дайри-сообщества - это мёртвая тема в большинстве своём х)

     

[ пережившие апокалипсис] : Сообщество кибер-панков, готов и др.

главная